В ПЦУ рассказали об ограничениях в церквях на период коронавируса


Православная церковь Украины (ПЦУ) ввела ограничения касаемо проведения богослужений в храмах из-аз общенационального карантина. Такую информацию сегодня, 20 марта, распространил пресс-центр ПЦУ. В частности, известно, что в соответствии с принятым Священным Синодом, храмы должны прекратить проведение богослужений или проводить их с участием не более 10 человек. Данное постановление касается и проведения похорон и крестин.

Кроме того, мирян ПЦУ призвали оставаться дома, приобщаясь к общей молитве за средства видеотрансляции. «Желающие исповедоваться и причаститься могут это сделать в течение целого дня при соблюдении условий приготовления. Пастырям в каждом конкретном случае проявлять должную рассудительность»=», — говорится в документе Синода.

Но даже несмотря на это, храмы должны оставаться открытыми для личного посещения и молитвы при соблюдении карантинных мер. В них усилят противоэпидемические меры. К тому же, Синод на время запретил транспортировать святыни, паломничества и изменил порядок приема причастия. Также недавно Православная церковь Украины опубликовала установки духовенству на время эпидемии COV >Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

«За прогиб эпический»: Семен Слепаков жестко высмеял Валентину Терешкову, сеть в восторге

Российский комедийный актер кино и телевидения Семен Слепаков жестко высмеял депутата Госдумы от «Единой России» Валентину Терешкову, которая предложила после вступления обновленной Конституции в

Илларионов: чем больше Зеленский будет находиться на своем посту – тем больше ущерба он нанесет Украине

Президент Украины Владимир Зеленский, не понимая свои возможности, не понимая последствия своих действий, он просто обвел вокруг пальца украинцев, поверивших ему, как политику, как лидеру нации.

«Украинцы обречены»: Герман отличилась скандальным заявлением о нашей стране

Скандальная бывшая советница сбежавшего в Россию президента Украины Виктора Януковича Анна Герман считает, что Украина оказалась на грани «гибели из-за вируса ненависти». Глупую точку зрения

«Трамп решил добить Путина»: США введут очередные жесткие санкции против России

Сегодня стало известно о том, что власти Соединенных Штатов Америки в скором времени намерены ввести санкции против Российской Федерации с целью стабилизации ситуации на рынке «черного золота». Более

Нардеп: карантин закончится и наступит время возмездия. Пусть все люди из команды Зеленского об этом подумают

Очень примечательно, как власть Зеленского всеми силами пытается направить свои интеллектуальные и материальные ресурсы не на медицинскую систему, а на карательную. Симптоматично, что главным

Коронавирус: «Церковь должна быть готова к масштабным катастрофам»

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Сегодня всё информационное поле пестрит темой коронавируса. Как показали последние недели, эта проблема явилась дискуссионной и для церковной среды. На эту непростую тему сегодня наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым) – викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, управляющим Северным викариатством столицы Украины, доцентом Киевской духовной академии и главой Церковного суда Киевской епархии.

– Владыка, в церковной среде жаркая полемика – следует ли применять санитарные требования светских властей к Церкви? Передается ли вирус через Причастие? Что делать, если от нас потребуют закрыть храмы? Что вы скажете по всем этим поводам?

Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям

– То, что тема коронавируса стала толчком к церковной дискуссии, – это очень хорошо. Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям, а спокойное время расслабляет. Коронавирус – хороший повод для нашей Православной Церкви доктринально подготовиться к эсхатологическому времени. Подготовиться богословски, канонически, литургически. Пока то, что озвучивается на эту тему, – по большей части концептуально сыро и недальновидно.

– Что вы имеете в виду?

– Озвучиваются в основном две противоположные позиции, каждая из которых является крайностью. Неразумной крайностью, как мне кажется. Первая – давайте беспрекословно слушать все эпидемические предписания местных властей, закроем храмы, отменим на время Причастие и другие таинства, пока не закончится пандемия. Некоторые Поместные Церкви уже пошли по этому пути, приняли соответствующие решения. А вторая крайность такая: верующим ничего повредить не может, давайте не обращать внимания на эти страшилки, чаще ходим в храм, причащаемся, и всё будет хорошо. Ну, а если и заразимся, то такая наша судьба. Считаю, что обе эти крайности богословски несовершенны и могут быть очень опасны для Церкви, если не сейчас, то в будущем.

Видите ли, князь века сего, противостоящий в лице светского мира Христовой Церкви, всё время проверяет нас на прочность, ищет слабые места, где можно пробить брешь в жизни Церкви. Сейчас, с этим коронавирусом, он тоже пробует нас «на зуб». Может быть, через пару месяцев мы будем с улыбкой вспоминать об этой страшилке, как вспоминаем сейчас о «птичьем» или «свином» гриппе. Но то, что будет сказано и принято Церковью сейчас, будет иметь последствия в богословском, каноническом и литургическом смысле ещё очень долго, а может быть, и всегда. Не вдаваясь в рассуждения, что такое коронавирус – технология влияния или реальная пандемия, скажем лишь, что та доктрина, которая в связи с этой ситуацией будет выработана сегодня Церковью, станет в будущем либо иммунитетом и защитой от более сильных и изощренных ударов по Церкви, либо станет брешью в церковном корабле.

– Как это может произойти, в чем слабость позиций, которые высказываются сегодня верующими?

– Начну со второй крайности – «нам ничего не повредит!» Это как минимум звучит очень самоуверенно и попахивает духовной прелестью. Такая самоуверенность рождается от неофитства выразителей этой позиции, от их незнания церковной истории, православной аскетики, от непонимания на опыте своей немощи, в том числе немощи своей личной веры. Они уверены, что евангельские слова «змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16, 18) сказаны лично о них, об их нынешнем духовном состоянии. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, лишь замечу, что священнослужители старшего поколения, а также миряне из коренных православных семей, впитавшие церковность от своих дедов и прадедов, не имеют этого комсомольского запала – «нам ничего не повредит!» Хотя старшему поколению, в силу их веры и смирения, наверное, действительно ничего не повредит. И где грань между «повредит» и «не повредит»? Евхаристическая Чаша – святая вода – чудотворная икона – простая икона – храм – запивка – благословение священника – свечка, просфорка? Как определить грань, где можно заразиться, а где нет? А если при этом помнить заявление Священного Синода о необходимости дезинфекции храмов и использования для запивки одноразовой посуды, значит, можно всё-таки где-то заразиться? А есть ли здесь место чуду? И где же грань между чудом и обыденностью? Лично я думаю, что место чуду, безусловно, есть. Но и грань при этом существует. Только эта грань не может быть так примитивно определена, как нам того хотелось бы и как нам бы удобно было с практической точки зрения: вот, от Чаши нельзя заразиться, а от запивки можно, потому и стаканчики одноразовые. Тут всё намного сложнее, и это поле для работы Синодальных комиссий и мудрых духовников. Но сейчас речь не об этом.

Уверенных в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно

Если бы гипотетически такая прелестная гипотеза – «нам ничего не повредит!» – без всяких оговорок была бы сегодня принята в качестве общецерковной доктрины, то это могло бы стать в будущем мощным инструментом в руках дьявола для борьбы с Церковью. Ведь уверенных в своей праведности и в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно. Гордецов посрамляет Сам Бог, а смиренным даёт благодать. Думаю, читатели сами без труда смоделируют возможные ситуации, как противники Церкви смогут отравить/заразить/осквернить целые сообщества таких верующих гордецов. Если, конечно, Господь не умилосердится над Своими глуповатыми и самоуверенными чадами и не пошлёт им на выручку нового великомученика Феодора Тирона.

– А какой может быть вред, если наша Церковь примет за правило полностью следовать предписаниям эпидемиологов, как это уже сделали в ряде Церквей?

– В таком случае мы просто попадём в капкан, который за нами захлопнется. Земная Церковь в любом случае когда-то, ко времени антихриста, окажется в подобном капкане, когда нас лишат свободы в совершении литургии и во многом другом. Но зачем же приближать эти проблемы самостоятельно? Если Церковью будет принята доктрина реагирования на социальные проблемы – «всё, что скажут – исполняем!», то в скором будущем власти в разных странах смогут закрывать наши храмы и лишать верных литургии под любыми гуманитарными предлогами: пандемия, опасность ядерной войны, изменение климата и т.д. Верующие Украины, а сейчас и Черногории, в последнее время очень хорошо поняли, как современная политика, не меняя гуманного выражения лица, может пытаться разорить и уничтожить многомиллионные церковные сообщества, пользуясь своими рычагами управления. Оптимизма это не прибавляет. И нам нужно уже сегодня быть готовыми к существованию Церкви в подобных условиях. Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети.

Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети

– И какой же видится выход? Какие богословские и канонические основания Церкви необходимо заложить сегодня в решение подобных гуманитарных вопросов, чтобы защититься от проблем в будущем?

– Наша Церковь уже начала это делать. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с эпидемией, а также местные епархиальные Циркуляры иерархов нашей Церкви в связи с коронавирусом – твердо и однозначно уводят паству от однобокого понимания, а значит, и однобокого решения возникшей проблемы. Думаю, что над этим ещё должны очень хорошо и оперативно поработать профильные церковные комиссии, чтобы найти нужные механизмы для защиты Церкви и нужные слова для объяснения этих механизмов верующим. Озвучу свою точку зрения, которая, возможно, в какой-то части может оказаться несовершенной или ошибочной, – после окончательных церковных определений это станет понятно. Мне кажется, что, с одной стороны, надо разработать внутрецерковную концепцию информационной защиты паствы от всяких лжевирусов, как технологий современной геополитики. При этом нужно учесть неопределенность реальной эпидемической ситуации, когда в будущем будут использоваться такие технологии, а значит, и фактическая санитарная защита верующих при посещении храмов должна быть «быстрого развертывания».

А с другой стороны – надо всегда быть готовыми к исполнению Евангелия:

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24; 6–8).

А значит, нужно разработать и иметь литургическую концепцию жизни Церкви, если вдруг на самом деле общество накроет настоящая смертельно опасная инфекция, или заражение территорий ядами, или радиацией без возможности эвакуации. Это не фантазии и не чьи-то страшилки. Сейчас это апокалиптическая реальность будущего. Когда Церковь столкнётся с этой реальностью, не знает никто, кроме Бога. Но её отголоски, так скажем, «репетиции», случаются уже сейчас. Вот, например, коронавирус. И Церковь уже сегодня должна быть готова к возможным масштабным катастрофам и реальным пандемиям.

Какая альтернатива общественному богослужению? Где мера допустимости дезинфекции (дезактивации и т.д.) святыни? Есть ли в условиях тотальной эпидемии альтернатива храмовому Причащению? Может быть, в таких исключительных ситуациях к запасным Дарам позволить прикасаться мирянам и причащаться им на дому, как это было в древней Церкви? В этом случае надо определить, кто настоящий «мирянин», а кто нет. Фиксированные списки прихожан? Одноразовые сжигаемые сосуды для запасных Даров? Дистанционная Исповедь? Всё это вопросы, которые, я уверен, рано или поздно встанут перед нашей Святой Православной Церковью. Дай Господь, чтобы как можно позже. Но готовиться к их решению нужно уже сейчас.

Храм открыт

Митрополит Иларион: Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима оффлайн в режим онлайн. И в течение Великого поста, и на Пасху будут проводиться реальные богослужения с участием реальных прихожан.

Это не означает, что в Церкви недооценивают угрозу. Если вирус будет распространяться и число зараженных расти, если будут появляться новые распоряжения властей относительно борьбы с коронавирусом, Церковь будет на них реагировать. Сказанное относится как к Церкви в целом, так и к отдельным епархиям, где будет непременно учитываться эпидемиологическая обстановка.

Православные храмы в Италии, руководствуясь предписаниями правительства, приостановили службы. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах Русской церкви в Италии. Речь о конкретной ситуации и определенном сроке?

Митрополит Иларион: Это не решение митрополита, это решение итальянских властей. В Италии церковные организации получили соответствующие предписания государственной власти. В стране обстановка такая, что уже введено ограничение на свободное перемещение людей по городу. Улицы пусты, все сидят в квартирах и не ходят никуда, в том числе и в храмы, которые, впрочем, остаются открыты. Полиция в усиленном режиме патрулирует города, и если видит, что у храма собирается хотя бы небольшая группа людей, то сразу же приезжают полицейские и устраивают разбирательства. В течение какого срока будет действовать такой режим? Пока это неизвестно. Разумеется, как только правительство даст соответствующее разрешение, службы будут возобновлены.

В каких-то еще странах могут быть приостановлены службы в православных храмах, если там выявится серьезная ситуация с коронавирусом? Как священноначалие принимает решение в таких ситуациях? Нужно решение Синода или правящего архиерея?

Митрополит Иларион: Обычно решение принимается правящим архиереем исходя из эпидемиологической обстановки в конкретном регионе, на основе указаний властей и решений органов здравоохранения. Но в некоторых странах архиерей вообще ничего не может решить: решения принимают власти, и духовенству остается только им подчиниться.

Священный Синод Русской православной церкви на своем последнем заседании 11 марта рассмотрел ситуацию в целом и дал ряд общих рекомендаций, но в каждой конкретной стране они могут быть конкретизированы и дополнены.

Насколько мне известно, меры по ограничению присутствия верующих в храмах принимаются сейчас не только в Италии. Во Франции в прошлую субботу вышло обращение премьер-министра, предписывающее отменить все богослужения. Оно же было опубликовано в законодательном бюллетене. Все подчинились: храмы открыты, но служб нет.

В некоторых храмах Японской Церкви, как я слышал, прекращено богослужение. Сообщалось также, что Киевская городская администрация распорядилась «подготовить обращение к главам религиозных учреждений города Киева о прекращении проведения массовых богослужений и предупреждении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории города Киева и установлении входящего санитарного контроля». Однако, что будет пониматься под массовыми богослужениями? Очевидно, речь может идти о временном ограничении количества участников богослужения, но не о запрете богослужений как таковых.

Какие меры принимаете Вы в подведомственных Вам церковных учреждениях?

Митрополит Иларион: Несколько дней назад я записал видеоролик, в котором, обращаясь к прихожанам, дал десять советов по профилактике коронавируса, включая некоторые рекомендации касательно участия в богослужении и в таинстве причащения. Также я рассказал об этом в проповеди.

В храме на Ордынке, где я являюсь настоятелем, введены одноразовые стаканчики для запивки после причастия, регулярно дезинфицируются спиртом кивоты для икон. В соответствии с инструкцией, полученной сегодня от Патриарха, мы будем принимать и другие санитарно-профилактические меры, включая обработку лжиц для причастия спиртовым раствором, временный отказ от целования креста и чаши, использование одноразовых гигиенических перчаток при раздаче антидора, измерение температуры священнослужителей и сотрудников храма перед каждой службой.

Кроме того, в YouTube и на сайте храма уже с сегодняшнего вечера будет вестись прямая трансляция всех богослужений, чтобы прихожане могли в них участвовать, если не могут прийти в храм. Это важно, в том числе, для тех, кто простудился, поскольку мы просим их не приходить на службы до полного выздоровления.

Мною подписано распоряжение по Отделу внешних церковных связей, которым предусматривается целый ряд мер — начиная от временной отмены зарубежных командировок сотрудников и строгого соблюдения 14-дневного карантина сотрудников, вернувшихся из Европы, кончая дезинфекцией рабочих мест и обеспечения сотрудников спиртовыми салфетками.

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в соответствии с приказами Министра образования и науки, мы перевели всех студентов на дистанционное обучение, а сотрудников — на работу в дистанционном режиме. При этом богослужения в храмах Черниговского подворья совершаются согласно расписанию.

В одном из интервью вы допустили использование одноразовых ложек для причастия в случае распространения эпидемии. Это реальная перспектива?

Митрополит Иларион: Пока вопрос об этом не ставится, но исключить его постановки в будущем — по крайней мере в отдельных регионах — нельзя. С одной стороны, мы верим в то, что через причастие зараза не может передаваться, так как в Святых Дарах присутствует Сам Бог. С другой стороны, материальные предметы, каковыми являются чаша или ложка для причастия — по-славянски она именуется лжицей — не могут быть стопроцентно защищены от попадания инфекции на их поверхность. В продаже имеются деревянные чайные ложки, которые могли бы использоваться в качестве одноразовых и потом сжигаться. Однако такие меры могут вводиться только по благословению правящего архиерея. На сегодня принято решение продолжать использовать обычную лжицу, но отирать ее после каждого причастника специальным платом, который будет пропитан спиртовым раствором, после чего обмакивать в воду, а уста причастника вместо обычного плата вытирать одноразовой салфеткой.

Церковь в своей истории сталкивалась с подобными ситуациями. Вот что можно прочитать в «Настольной книге для священно-церковнослужителя» С.В.Булгакова издания 1900 года: «После причащения больнаго младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем святую лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнию надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения». Автор, следовательно, допускает возможность передачи заразы от одного причастника к другому через лжицу. В книге содержится также указание на необходимость использовать «особую лжицу и особый холщевый плат» для причащения больных — как младенцев, так и «великовозрастных».

Конечно, в 1900 году не существовало одноразовых ложек, но сейчас они существуют. Более того, они уже используются на практике — например, при причащении священников больных с ослабленным после операции иммунитетом, лежащих в специальном инфекционном боксе.

Как верующему православному относиться к такого рода эпидемиям? Как не поддаваться панике, но при этом не быть легкомысленным и безалаберным?

Митрополит Иларион: Паника никогда еще никому не помогала. Верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Если Бог захочет человека перевести из земного мира в мир горний, у Него для этого есть много способов. Бояться смерти не нужно. Господь говорит: «…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Мы должны бояться прогневать Бога своими грехами, а того, что способно повредить лишь нашему телу, бояться не следует.

В то же время необходимо ради сохранения своего здоровья и здоровья окружающих соблюдать те меры, о которых сейчас все говорят. Чаще мыть руки с мылом, в том числе после рукопожатий, после возвращения с улицы домой, перед едой, перед совершением богослужений. Не ездить за рубеж, особенно в страны, где эпидемия коронавируса приобрела угрожающие размеры. Принимать другие меры предосторожности, рекомендуемые медицинскими работниками. Лучше перестраховаться, чем недооценить степень угрозы.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Коронавирус и Церковь: лечиться или молиться?

Женщина в защитной маске в храме Sant’Antonio Abate в Лугано.

В связи с возникновением нового китайского вируса, в ряде стран было принято решение о закрытии храмов, запрете литургий и месс, и введении специальных правил гигиены в храмах. Насколько все это оправдано с точки зрения верующего человека?

Уже несколько месяцев планету сотрясает от информации о стремительно распостраняющемся коронавирусе. Все началось с того, что в декабре 2019 года в городе Ухань провинции Хубэй центрального Китая у местных жителей было зарегистрировано несколько случаев пневмонии неизвестного происхождения. Предполагалось, что источник этой болезни – рынок животных и морепродуктов Хуанань.

Поначалу власти Уханя отрицали возникновение неизвестной болезни, а врача, заявившего, что ни с чем подобным медицина ранее не сталкивалась, даже привлекли к ответственности за панику. И только 31 декабря 2019 года правительство Китая проинформировало Всемирную Организацию Здравоохранения о вспышке неизвестной пневмонии, позднее получившую название COVID-2019, или коронавирус.

На фоне всеобщей паники перед коронавирусом, уже прочно забыт тот факт, что в 2009 году от так называемого «свиного гриппа» умерло 203 000 человек.

По состоянию на 4-е марта 2020 года количество зараженных во всем мире – 95070 человек, умерших – 3253 человека, выздоровевших – 51046 человек. Общий уровень смертности от коронавируса в этом контексте выглядит просто ужасающим – почти 1,5 %.

В КР на границах работают тепловизоры.

Вместе с тем, на фоне всеобщей паники перед коронавирусом, постепенно охватывающей весь мир, уже прочно забыт тот факт, что в 2009 году от так называемого «свиного гриппа» умерло 203 000 человек. К таким выводам пришла международная команда исследователей, в которую вошли более чем 60 участников из 26 стран. При этом официальная статистика была занижена примерно в 10 раз.

Скорее всего и сегодняшняя паника вызвана всегдашним недоверием простого обывателя к официальным цифрам. Дескать, кто там знает, сколько на самом деле умерло? Вот и скупают люди маски, еду, лекарства с большим запасом.

Страх перед эпидемией, паника и боязнь за свою жизнь способна превратить цивилизованное общество в общество дикарей, а отдельно взятого человека – в животное.

Слова о том, что в последние дни смертность стремительно падает, а в Европе, в основном, умирают люди с сопутствующими болезнями, мало утешают. Потому что человек всегда боялся неизвестного, и даже одна смерть от неизвестной болезни – это плохо. А если этих смертей несколько тысяч – то это очень плохо. Страх перед эпидемией, паника и боязнь за свою жизнь способна превратить цивилизованное общество в общество дикарей, а отдельно взятого человека – в животное. За примерами далеко ходить не надо – вспомним Новые Санжары.

Коронавирус против Церкви

Женщина в защитной маске.

Под влиянием страха любые меры предосторожности, предпринимаемые «ответственными чиновниками», кажутся вполне оправданными и нужными. Всевозможные карантины, отмена занятий в учебных заведениях, запрет на проведение массовых мероприятий – все это действительно служит мерам предосторожности и хоть как-то влияет на распространение болезни. И поэтому, когда власти в разных странах принимают решение о закрытии храмов и запрете проведения богослужений – практически никто не спорит. «Так надо», «все закрыто», «правильно…».

Например, Римско-католическая церковь Гонконга, насчитывающая свыше полумиллиона верующих, приняла решение о том, что с 15 по 28 февраля в Гонконге не будут совершаться мессы. Таким образом, католики этой страны пропустили первые дни Великого поста. По словам кардинала Тонга, это «разочаровывающее» решение было принято «потому что следующие две недели будут решающим временем для подавления эпидемии».

Такое же решение о приостановлении богослужений было принято и православной митрополией Гонконга и Юго-Восточной Азии Константинопольского патриархата, а Гонконгский митрополит Нектарий объявил, что собор святого Луки будет закрыт до 31 марта 2020 года.

В Южной Корее Фанар, в соответствии с рекомендациями Минздрава страны, ввел новые правила поведения в храме, согласно которым нужно носить маски во время во время Божественной Литургии, дезинфицировать руки перед входом в храм специальным средством, не использовать книги на богослужении, не целовать руки у духовенства и не прикладываться к иконам. Отменяются общая трапеза после воскресной Литургии, групповые занятия верующих и огласительные беседы.

Еще дальше пошла Румынская патриархия. Так, при наличии признаков любой простуды верующие могут не посещать храмы, а тот, кто боится заражения вправе просить священника причастить его с ложечки, которую он принес с собой из дома. Причем частицу Тела священник опускает прямо в эту ложечку. Уже заболевшим порекомендовали вместо Причастия употреблять дома Крещенскую воду.

К этим рекомендациям Румынская патриархия добавила пояснение, в соответствии с которым уверила верующих, что «Евхаристия готовится в гигиенических условиях». А вот «о почитаемых иконах мы такого сказать не можем. Опасающиеся могут не целовать иконы в храме, но могут это делать у себя дома», – говорится в тексте рекомендаций.

Противоречивая ситуация вокруг требования властей о закрытии храмов возникла в Италии. Так, протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что православные верующие вправе не подчиниться этому требованию: «Есть в «Основах социальной концепции» такой пункт — в каком случае должны люди оказывать гражданское неповиновение. В данном случае, если приказ начальства городского или федерального о каких-то действиях, которые противоречат нашей вере, мы должны им пренебречь».

Однако Патриарший экзарх Западной Европы, управляющий приходами в Италии митрополит Корсунский Антоний, считает иначе. Он распорядился о том, чтобы духовенство исполняло директивы властей Италии, направленные на предотвращение распространения коронавируса. При этом в самой России Священноначалие не предпринимает никаких мер по ограничению богослужебной практики в связи с возможным распространением коронавируса.

Так кто же все-таки прав в этой ситуации?

Вера в Бога и/или гигиена?

Храм Рождества Христова в Вифлееме.

Ответ на этот вопрос мы с вами можем найти в Священном Писании. Дело в том, что Библия стала первой книгой, которая содержала четкие гигиенические правила, не позволяющие различным заразным болезням свободно распространяться среди израильского народа.

К слову сказать, библейские предписания и запреты, например, о значении чистоплотности и заразных болезнях, не теряют своей актуальности и сегодня, на много веков опередив научную медицинскую мысль и социальное законодательство. Их можно разделить на отдельные группы:

1) законы о соблюдении личной гигиены, чистоты окружающей среды и
2) законы о контактах с носителями и источниками заболеваний.

С точки зрения Священного Писания, многие серьезные заболевания отдельных людей или эпидемии большого масштаба понимаются как наказание за совершенные грехи. Так, Мариам, сестра Моисея, была наказана болезнью, которую современная медицина рассматривает как проказу, за то, что злословила о брате (Чис. 12:1–14). Точно так же объясняется и эпидемия, поразившая народ в пустыне после возмущения Корея против Моисея и Аарона (Чис. 17:10).

Здесь следует подчеркнуть, что инфекционный характер некоторых болезней был установлен лишь в 1546 г. и связан с именем Дж. Фракасторо (1478– 1553). Однако Библия говорила о таких заболеваниях задолго до этого.

Так, любая заразная болезнь в Библии называется термином «нега», которое по смыслу близко к слову «прикасаться». Уже из этого понятно, что Священное Писание указывает на самый распространенный способ передачи заражения. Отсюда вытекают и те способы, которые предлагает Библия для того, чтобы предохранить здоровых людей от инфекционных болезней.

Любая заразная болезнь в Библии называется термином «нега», которое по смыслу близко к слову «прикасаться».

Например, 13 глава книги Левит предлагает четкую схему действий для выявления, лечения и профилактики заразных болезней, включающую в себя не только диагностику, но и понятия об инкубационном периоде болезни. В соответствии с этой схемой, человека, у которого подозревали проказу, на 7 дней (инкубационный период) помещали в специальное, изолированное от других людей место (своего рода изолятор): «если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник [имеющего] язву должен заключить на семь дней; в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней; в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист» (Лев. 13, 4-6).

Вообще следование гигиеническим предписаниям рассматривалось в Ветхом Завете как условие выживания людей в случае эпидемии или распространения инфекций. При этом рекомендации касались, в первую очередь, личной гигиены как самого больного, так и тех, кто за ним ухаживал. Более того, по закону Моисея не только сам человек подлежал изоляции в случае болезни, но и его одежда и белье, постель и предметы, к которым он прикасался.

Священное Писание не только никогда не выступало против правил личной гигиены, но и прямо предписывало их.

Неудивительно поэтому, что историк медицины Е.В. Шульга пришла к следующему выводу: «В целом факты организации жизни и ее уклада свидетельствуют о том, что уже в ветхозаветную эпоху людям были известны случаи распространения одних и тех же заболеваний. Поэтому они выработали принципы, нацеленные на предотвращение распространения болезни, на сохранение здоровья. Один из этих принципов запрещает прямой контакт человека с источниками заражения – требование, утвердившееся в миропонимании народа за много веков до нашей эры».

Другими словами, Священное Писание не только никогда не выступало против правил личной гигиены, но и прямо предписывало их.

Храмы Духа Святого и болезни тела

Христос и прокаженные.

Другое дело, что в Новом Завете Господь Иисус Христос нередко обличал иудеев в том, что забота о внешней чистоте увлекает их намного больше, чем забота о внутренней.

В этом смысле нужно подчеркнуть, что в Библии присутствует четкое понимание того факта, что болезнь и излечение находятся в руках Бога. Священное Писание неоднократно говорит нам о чудесных исцелениях, совершаемых либо непосредственно Самим Богом, либо кем-то из праведников или пророков.

В Ветхом Завете человек понимался как существо страдающее и телесное: «В поте твоем будешь добывать хлеб свой… в болезни (в страдании – в современном переводе) будешь рождать детей». Однако же Новый Завет дополняет это понимание уверенностью в том, что тело человека – это священный сосуд и храм Духа Святого (1Кор. 6, 19). Отсюда вся Библия буквально пронизана уверенностью в том, что через молитву Господь дарует человеку исцеление от самых различных болезней: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать. Ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову». (Быт. 20:17–18).

В то же время Священное Писание четко говорит нам, что вера в Бога не исключает конкретных действий со стороны человека. Это означает, что врачебное искусство отвергать нельзя. Более того, и врача, и его искусство создал Бог. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в 38 главе читаем: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его».

«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать. Ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову». (Быт. 20:17–18).

В той же книге Иисуса, сына Сирахова говорится о том, как должен поступать человек в случае болезни: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен».

Из сказанного можно сделать вывод, что библейское понимание болезни и исцеления от нее включает в себя несколько факторов:

1. Осознание того, что болезнь или инфекция, чаще всего, попущение Божие за грехи;
2. Заболевший может заразить своих близких и тех, кто с ним контактирует, а значит –
3. Нужно соблюдать правила личной гигиены;
4. Если человек все-таки заболел, то он должен в первую очередь, исправить свою греховную жизнь и молиться Богу;
5. Чудесное исцеление от болезни в руках Божиих;
6. Помощь от Бога может прийти и через людей, в частности – от врача.

Отсюда понятно, что Церковь не выступала и не выступает против гигиенических предписаний или рекомендаций врача, если они, в свою очередь, не вступают в противоречие с верой или церковным учением.

Можно ли заразиться от причастия?

Закрытие храмов и запрет властей на совершение Литургии в период эпидемии, мягко говоря, неправильно. Дело в том, что подобные меры всегда воспринимались верующими людьми как наказание. Еще в V веке Римско-католическая церковь использовала интердикт (запрет на совершение Таинств) с целью принуждения к исправлению определенных лиц и даже для оказания влияния на целые территории. Чаще всего, интердикт накладывался по политическим мотивам и всегда очень болезненно воспринимался верующими. Объяснение этому довольно простое – для христианина немыслимо неучастие в Божественной Евхаристии.

Поэтому сегодняшний запрет властей на совершение православной Литургии или католической мессы не может найти сочувственного отклика в верующем сердце.

Мы уже говорили выше о том, что еще в древности люди понимали, что инфекционные болезни передаются через непосредственный контакт с носителем инфекции. И, несмотря на это, никогда в истории культовые сооружения не считались очагами по распространению заболевания. Такие слухи распостранялись разве что в Советское время, да и то исключительно в целях антицерковной пропаганды.

Для христианина немыслимо неучастие в Божественной Евхаристии.

История помнит огромное количество страшных эпидемий, поражавших человечество в разное время. И всегда в таких случаях, люди верующие прибегали к сугубыми молитвенными стояниями – в одиночку, городами и даже целыми странами. В православной среде существует традиция совершать массовые Крестные ходы – с преднесением святынь, освящением воды и служением молебнов.

Конечно, любой человек в здравом уме не может выступать против гигиенических мер, предписанных Всемирной Организацией Здравоохранения. Не протестуют против них и православные.

Например, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда на ряду с сообщением, что в Русской Православной Церкви «никаких распоряжений Священноначалия по изменению богослужебной практики, посещения храмов» не поступало, подчеркнул однако, что «всем нам важно следовать общим медицинским рекомендациям по профилактике вирусных инфекций в весеннее время – в плане соблюдения гигиены, контроля за симптомами ОРВИ, своевременного обращения к врачу».

Эту точку зрения поддержал и протоиерей Максим Козлов: «Если ты стоишь в одном пространстве храма с другим, больным, человеком, то это не значит, что ты не должен соблюдать гигиенических норм и что не должен человек, который ощущает свое нездоровье, в нынешней ситуации с любовью подумать о других».

В чаше с причастием – Тело и Кровь Христа, то есть Истинная Жизнь.

При этом практически все спикеры нашей Церкви подчеркивают, что во время причастия заразиться вирусом нельзя. И этому есть не только теологическое объяснение (в чаше с причастием – Тело и Кровь Христа, то есть Истинная Жизнь). Это утверждение проверенно 2000-летней историей существование христианства. Ведь, если бы через причастие можно было бы заразиться вирусной инфекцией, то наибольшую группу риска составляло бы духовенство, а вокруг каждого храма было бы несколько десятков, а то и сотен могил священников, умерших «при исполнении». В конце концов, ни на туберкулез, ни на гепатит, ни на ангину или вирусную пневмонию идущих к причастию в православных храмах никто и никогда не проверял и, надеюсь, проверять не будет. И, несмотря на это, смертность духовенства от инфекционных болезней крайне низка.

Если бы через причастие можно было бы заразиться вирусной инфекцией, то наибольшую группу риска составляло бы духовенство.

А если бы даже и пришлось умереть после причастия, что тогда? Ведь, по большому счету, во времена гонений на христианство, каждая Литургия могла закончиться для христиан смертью. Но это их не останавливало от совершения Евхаристии и участия в Теле и Крови Христовой. Просто потому, что причастие было для них центром и основой жизни.

В одной из своих ранних книг, тогда еще диакон Андрей Кураев, который сейчас заявляет, что считает глупцами священников, утверждающих, что от причастия нельзя заразиться, писал:

«Если Причастие только символ – как объяснить поведение абилитинских мучеников? В гонение Диоклетиана в Абилитине (город в Африке) была замучена группа христиан, которые на суде показали, что они знали, что за ними следят имперские сыщики и что они будут обнаружены и казнены, но они, из-за долгого отсутствия их епископа, так истосковались по Евхаристии, что решились больше не прятаться, вызвали пресвитера, который и совершил им Евхаристию. За это они заплатили жизнью. Неужели за воспоминание они так заплатили?! Неужели лишь по проповеди они так соскучились? – Или по Самому Христу? По действительному Таинству?

Тем-то и отличается вера Церкви от всех других вер, «что она конкретно, физически причастна своему объекту». К этой Личности, составляющей предмет всего христианского упования, и обращена главная, евхаристическая молитва Церкви: «ТЫ еси воистину Христос… сие есть Тело ТВОЕ»…

Когда Христос сказал «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне» (Ин. 6:56) – многие соблазнились и отошли. Но Христос не бросился увещевать отошедших: понимайте символически, а не буквально – но обратился с жестким вопросом к оставшимся ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» Как жаль, что протестанты оказались в числе «отшедших», в числе не вместивших этой главной тайны Евангелия».

Похоже, что из-за коронавируса не только протестанты окажутся в числе «отошедших», но и многие православные тоже.

Сегодняшний вирус, каким-бы страшным он ни казался, не мог случиться без воли Божьей или Божьего попущения. А значит, и прекращение его зависит от Бога и… от нашего с вами покаяния.

Во всех подобных ситуациях Церковь призывала к молитве. Призывает к молитве она и ныне. Но, в то же время, не отбрасывает и медицинскую помощь в решении проблемы. Просто потому, что понимает – врач может выступать в качестве сотрудника Божия, как, впрочем, и всякий человек. Отсюда следует вывод – правила душевной и духовной чистоты в борьбе против коронавируса так же важны, как и правила личной гигиены.

Нам надо не храмы закрывать, а питейные заведения, и не службы запрещать, а гей-пропаганду. Тогда, даст Бог, и коронавирус больше не придет.

Церковь и коронавирус

Поделиться:

Время наступило пугающее, вернее, распугивающее очень и очень многих, включая тех, кому вера не позволяет бояться козней сатанинских в виде очередной напасти на человечество, под страшным именем «коронавирус».

Согласно евангелисту Матфею, обещание: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20), соблюдается с поправкой на ветер и расстояние не менее двух метров.

Вместо того, чтобы проявить свою веру как написано: «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притчи 15:29) священнослужители закрывают церкви и приходы на карантин, оставляя паству без поддержки словом божьим. Впрочем, как говорят, Гугл в помощь, можно вести передачу онлайн без малейшего риска заразиться вирусом, а компьютерный, насколько известно, пока еще через экран не передается, хотя уверяю вас, слуги Сатаны над этим работают и, судя по российским политическим ток-шоу, добились некоторого успеха.

Впрочем, католическая церковь в моих советах не нуждается: в этом году пасхальные богослужения пройдут в итальянских храмах без верующих.

Наместник Бога на земле, папа Франциск, уже служит мессы по интернету. А что делать, ведь наиверующие члены многих общин перезаразили друг друга, несмотря на обещанную устойчивость к яду: «Если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18).

Конечно, меры принимаются, иудейские раввины, кое-что понимающие не только в оболванивании народа, но и в правилах выживания даже в условиях пустыни, издали распоряжение воздерживаться от целования мезуз и даже святых камней Стены Плача: «Мол, потерпите избранные до лучших времен, когда снова можно будет проявлять уважение к святым амулетам, бархату и коробочкам».

Однако не все так плохо, неистовые православные, верные истинной вере, продолжают прикладываться к мироточащим иконам, мощам праведников и прочим святыням, ибо по словам патриарха: «святое причастие не может быть источником заражения». А если кто помре, так помре, все равно никто не узнает от чего.

Одно меня очень беспокоит: возможная отмена схождения пасхального огня. Ведь, согласно указаниям Минздрава Израиля, на территории которого находится главная христианская святыня, большое скопление народа запрещено. Хотя Live трансляцию никто не отменял, впрочем как и саму жизнь.

Храмы не закроют, но патриарх Кирилл отказался от служб. Как в церквях реагируют на коронавирус

Пандемия коронавируса COVID-19 вносит свои изменения в жизненный уклад многих учреждений, среди которых не только развлекательные заведения, но и религиозные организации. В Италии закрыли все храмы, Саудовская Аравия не пускает мусульман в Мекку, а в Израиле верующим рекомендовали ограничить паломничество к Стене Плача.

Как отреагировали в России?

По мере распространения вируса на него начинают реагировать и в странах постсоветского пространства. Так, 11 марта РПЦ выступила с довольно обтекаемым заявлением. Рекомендовали протирать иконы спиртовым раствором, а причастие запивать из одноразовых стаканчиков. Глава внешнего отдела РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) уверил верующих, что храмы закрывать не будут.

В то же время, как заметил протодьякон Андрей Кураев, патриарх впервые пропустил службу в воскресенье во время Великого Поста. Действительно, на сайте патриархии нет заметок и фотографий о его служении 15 марта, а в графике пресс-службы на этот день никаких мероприятий не запланировано.

Однако, после того, как российские власти решили огласить карантин и запретить собрания граждан более 50 человек (хотя это и не касается храмов), в РПЦ поменяли позицию. Был издан документ за подписью самого патриарха с детальными инструкциями по соблюдению норм гигиены в храмах. Там, среди прочего предлагается протирать спиртовым раствором общую ложку («лжицу») после каждого причащающегося верующего.

Можно ли целовать иконы во время вспышки коронавируса? Отвечают медики и священники

Кроме того, 13 марта закрыли на карантин Валаамский монастырь, который находится на одноименном острове, на севере России в Карелии. По мнению того же Кураева, это – решение Федеральной службы охраны для безопасности тамошних резиденций патриарха Кирилла и Владимира Путина.

Председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов призвал мусульман не приходить на традиционный пятничный намаз. Он заявил, что верующие могут молиться из дому.

Как причащаться?

Вопрос о причастии уже породил дискуссии как среди духовенства России, так и Украины. Главный вопрос в том – можно ли заразиться через общую ложку? Верующие призывают церковное начальство пересмотреть способ причастия и отказаться от облизывания общего предмета, например, в сторону бесконтактного причастия – когда священник «вкладывает» причастие верующему, без контакта с ротовой полостью. Так, кстати, практикуют причастие украинские греко-католики.

В Православной Церкви Украины перед причастием заставили всех продезинфицировать руки и изменили способ причастия, теперь его выдают на руки, без контакта общих предметов с ротовой полостью. Такой подход, в частности, практикует священник Георгий Коваленко, ранее служивший в Московском патриархате и чуть больше года назад перешедший в автокефальную церковь. Во вторник 17 марта такой же способ официально рекомендовал Синод ПЦУ.

Коронавирус в мире и Беларуси. Главное

Реакция Украины

В Украине на несколько дней раньше был объявлен карантин. Кроме того, президент Владимир Зеленский призвал Кабинет министров ввести ограничение на церковные службы – не более 10 человек. Греко-католическая церковь призвала верующих с плохим самочувствием оставаться дома, а церкви обеспечить онлайн-трансляцию богослужений. В Православной церкви Украины разрешили не целовать иконы.

Более жесткие меры в Украине связаны с тем, что единственный летальный случай был зафиксирован у женщины из города Радомышль Житомирской области. Накануне она была в церкви и контактировала с другими прихожанами. Позже медики провели дезинфекцию церкви.

В то же время, что в России, что в Украине на местах не всегда исполняют рекомендации церковного руководства. Так, например, в Санкт-Петербурге проводят крестные ходы и организуют массовые почитания мощей, в рамках которых тысячи верующих целуют одни и те же реликвии.

А в Киево-Печерской лавре верующие особенно не утруждаются соблюдением правил гигиены.

Другие страны

В воскресенье 15 марта детальную инструкцию составили и в Белорусской Православной Церкви.

В Молдове и Румынии православная церковь решила проводить церковные службы на свежем воздухе, кроме того Патриархия Бухареста разрешила причащать верующих одноразовыми ложками. Правительство Греции попросило закрыть все церкви страны, но Синод Афинской архиепископии выступил против данной меры.

А вот Церковь Кипра, которая сначала категорически отказывалась признавать возможность передачи вируса через причастие, позже согласилась с требованиями властей ограничить церковные богослужения. Подобная ситуация была и с Грузинской православной церковью. Там сначала убеждали в безопасности причастия, а потом согласились на государственную дезинфекцию храмов.

В Иране, который входит в тройку стран-лидеров по количеству инфицированных, верующие шииты, пытаясь показать бесстрашие перед вирусом, облизывали местную мусульманскую реликвию. Позже активистов арестовала полиция.

В Южной Корее подали иск против прихожан церкви «Храм скинии свидетельства Шинь-чонджи». Власти подозревают, что эпидемия в стране началась с этой религиозной общины, где верующие во время богослужения заражали друг друга. Дело в том, что несколько членов общины ранее посещали эпицентр пандемии – китайский город Ухань.

Пока что религиозные организации достаточно неохотно принимают меры по противодействию коронавирусу.

Возникает ощущение, что церкви ждут, пока государство прикажет или попросит их принять меры. Единственным, кто явно беспокоится о здоровье, является патриарх Кирилл. Да и то переживает он только о собственном самочувствии, ведь отменять службы в РПЦ не собираются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: