Кто убьет коронавирус: найдена молекула для точечного лекарства против 2019-nCoV, Статьи, Известия

Не существует ни одного препарата, который рассчитан именно на подавление коронавируса, считают специалисты по всему миру. Поэтому сегодня китайские врачи испытывают уже существующие лекарства и народные средства, пытаясь методом перебора найти средства, которые остановили бы распространение 2019-nCoV. При этом, как выяснили «Известия», еще в 2014 году ученые открыли так называемую молекулу К22, которая способна победить коронавирус MERS, несколько лет назад ставший причиной эпидемии ближневосточного респираторного синдрома. Есть вероятность, что К22 могла бы сработать и против «китайского коронавируса». Ведущие российские вирусологи в беседе с «Известиями» подтвердили эту возможность.

Одна из 16 тысяч

Из-за эпидемии, которую в КНР вызвал 2019-nCoV, ученые по всему миру ищут лекарства, которые подавляли бы размножение вируса в человеческом организме. Как уже сообщали «Известия», китайскими врачами отобраны 30 препаратов и средств народной медицины, которые потенциально могли бы оказать лечебное воздействие. Среди них — 12 препаратов от ВИЧ, иммунодепрессант, лекарства против респираторно-синцитиального вируса, интерферон и даже средство, назначаемое при шизофрении.

Все эти поиски — следствие отсутствия специфического препарата, который был бы предназначен для уничтожения именно коронавирусов. Различия между видами вирусов так велики, что препараты, предназначенные против подавления одних видов, не работают в других случаях.

Однако, как выяснили «Известия», за последние годы всё же были найдены специфические молекулы, которые нацелены именно на подавление коронавирусов, вызывающих заболевания верхних и нижних дыхательных путей. Правда, до создания лекарств дело еще не дошло. Такую молекулу открыли ученые из Гетеборгского университета в Швеции и Института вирусологии и иммунологии в Берне (Швейцария), которые в 2014 году пытались создать лекарство от MERS (Middle East respiratory syndrome, ближневосточного респираторного синдрома. — «Известия») — коронавируса, передающегося человеку от верблюдов и летучих мышей.

Ученые выяснили, что одной из перспективных мишеней для противовирусных препаратов могут быть компоненты человеческой клетки — мембраны, которые вирус использует для размножения. Исследователи провели скрининг более 16 000 молекул, чтобы найти те, которые блокировали размножение вируса в клетках человека. Самую эффективную из них назвали K22.

Хитрый прием

Обычно мишенями для противовирусных лекарств выступают фрагменты самого вируса. Но здесь специалистами был применен хитрый прием: они решили использовать часть больной клетки. Как известно, вирус, как паразит, использует для размножения механизмы клетки своего «хозяина» — в данном случае человека. Вирус стимулирует образование везикул (пузырьков, в которых размножается РНК вируса. — «Известия»), с помощью которых и происходит размножение. К22 блокирует этот механизм, дезактивируя белок, ответственный за образование («сборку») этих везикул.

— Перспективная молекула К22 нарушала образование двухмембранных везикул, которые участвовали в самокопировании вирусной РНК, — рассказал «Известиям» заведующий инфекционным отделением университетской клиники H-Clinic Данила Коннов. — Тем самым демонстрировался выраженный противовирусный эффект в отношении всех типов исследуемых коронавирусов, в том числе и MERS.

Обычно мембраны не являются стандартными мишенями терапии — чаще она направлена на белки или полисахариды, но в данном случае подход дал определенный результат.

— Это необычная мишень и интересный механизм работы молекулы, — считает кандидат биологических наук, PhD, руководитель отдела молекулярной генетики инновационной биотехнологической компании BIOCAD Дмитрий Мадера. — Поэтому искать молекулы, которые будут схожи по механизму действия, а также пригодны в качестве лекарственного препарата, — правильное направление.

Поиск нужно продолжать, уверен он. Тем более когда-нибудь появятся штаммы, резистентные и к антиретровирусной терапии.

— Однако молекул можно найти много, но от этого очень далеко до лекарства. Она может оказаться токсичной для организма, нестабильной, плохо доставляться и т.д. Между К22, активной в культуре клеток, и активным, протестированным, зарегистрированным препаратом огромная дистанция, которую мало какие молекулы успешно проходят, — подчеркнул эксперт.

Экономика лекарства

С этим мнением согласен и директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Сеченовского университета Александр Лукашев.

— Авторы в исходной статье говорят скорее о возможном новом направлении в разработке лекарств. По-хорошему на основе этой молекулы делают библиотеку сходных веществ, скрининг противовирусной активности, далее повторяют несколько раз этот цикл. Затем начинается процесс разработки лекарства из лучшего варианта, который занимает месяцы и годы, обычно 3–5 лет, и стоит порядка миллиарда долларов. Вероятность пройти весь путь у молекулы — около 1%, по многим причинам разработку бросают на полпути. В конце под препарат строят выделенные производственные линии и лицензируют. Поэтому К22 практически бесполезна в разрезе сегодняшней эпидемии.

Создание лекарств от редких (не ежегодных эпидемий) невыгодно фармкомпаниям. Именно это основная причина того, что до сих пор не существует ни одного препарата от коронавирусной инфекции. Непреодолимых технических или научных препятствий тут нет.

— Сейчас лекарство нужно, но еще месяц назад на него никто не выделил бы и миллиона долларов, не говоря уже о 100 млн, — отметил Александр Лукашев. — В прошлом году в США разорились три фирмы — разработчика новых антибиотиков, а у них экономика была на порядок лучше, чем для препаратов от коронавируса. Понятно, что обществу лекарство нужно, но разработка настолько дорогая, что фармкомпаниям это неинтересно.

Новый поворот

В условиях вспышки коронавирусной инфекции 2019-nCoV о необходимости поиска эффективного лечения заговорили вновь, и К22 могла бы стать перспективным «кандидатом».

— Потенциал у новой стратегии лечения коронавирусной инфекции с использованием ингибитора мембранных везикул, без сомнения, есть, — отметил в разговоре с «Известиями» Данила Коннов. — Тем более подобная стратегия потенциально позволяет остановить репликацию вируса и развитие болезни на самых ранних этапах, до развития угрожающих жизни состояний. Но остаются вопросы, на которые необходимо получить ответы.

Главный из них, будет ли эта стратегия эффективна «в поле», то есть в популяции заболевших людей, хватит ли ее противовирусного потенциала для использования изолированно или нужна будет комбинация с другими противовирусными препаратами. И, наконец, насколько безопасным будет применение этих препаратов у людей.

— Результаты тестов К22 показали достаточно эффективное подавление размножения коронавируса в культуре клеток, — рассказал «Известиям» руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. — Но для практического применения любое лекарственное средство должно соответствовать трем показателям: финансово-экономическому (целесообразность вложений в разработку нового аппарата), степени токсичности и степени проницаемости — биораспределению, скорости выведения препарата из организма. Несоответствие любому из параметров дисквалифицирует более 99% молекул. К сожалению, на данный момент в открытых источниках нет информации о том, смогли ли разработчики найти инвестиции для финансирования доклинических и последующих клинических испытаний К22.

На первый взгляд К22 выглядит привлекательно, но процесс проработки вопроса с малыми молекулами может занять от пяти до десяти лет, напомнил Павел Волчков.

Через глаза

Во вторник власти Китая заявили, что общее число зараженных новым коронавирусом возросло до 4515 человек, 106 больных скончались. По сведениям госкомитета КНР по вопросам здравоохранения, среди заболевших 976 пациентов находятся в тяжелом состоянии. При этом 60 человек были выписаны из больниц.

Счетчик китайского издания South China Morning Post 28 января сообщил о 4635 случаях по всему миру (в понедельник вечером их было 2901). 4562 из них зарегистрированы на материковой территории Китая, восемь — в Гонконге, по семь — в Макао и Тайване, еще 36 — в других странах Азии.

Представитель госкомитета по вопросам здравоохранения Ли Синван сообщил и новые сведения о механизмах передачи коронавируса нового типа: 2019-nCoV может попасть в человеческий организм контактным путем через слизистую оболочку глаза.

По словам чиновника, для лечения заболевших требуется около недели, а в более тяжелых случаях — две. Китайские власти уверены, что пик распространения коронавируса в стране наступит через 7–10 дней, но масштабного роста заболеваемости уже не будет.

Минздрав рекомендовал три препарата для лечения от коронавируса

Минздрав России опубликовал временные рекомендации по профилактике, диагностике и лечению китайского коронавируса 2019-nCoV. В нем есть список из трех лекарств широкого действия, рекомендуемых для лечения инфекции.

В список вошли препараты:

• Рибавирин — противовирусное средство, применяют для лечения гепатита С;
  • Лопинавир/Ритонавир — используются при лечении ВИЧ, замедляют протекание процессов в организме;
  • Рекомбинантный интерферон бета-1b — уменьшает частоту и тяжесть обострения у больных с рассеянным склерозом, замедляет прогрессирование заболевания.

Новый тип вируса 2019-nCoV был зафиксирован в Китае в конце декабря 2019 года. По мнению китайских эпидемиологов, очагом распространения мог стать рынок морепродуктов в городе Ухань. Кроме Китая, случаи заражения также обнаружены в Австралии, Канаде, Германии Сингапуре, США, Таиланде, Южной Корее, Франции, Японии. Число жертв коронавируса достигло 170 человек, заразились более 7 тыс. человек.

Что известно о новом коронавирусе

Накануне, 29 января, президент России Владимир Путин провел совещание по предупреждению распространения коронавируса. Он призвал сделать все необходимое, чтобы минимизировать людские потери из-за распространения нового китайского коронавируса. Штабом по противодействию коронавирусу в России руководит вице-премьер Татьяна Голикова.

31 декабря 2019 года Всемирная организация здравоохранения сообщила о новом типе вируса, который появился в китайском городе Ухань с населением более 11 млн человек. Источником вируса назвали местный оптовый рынок морепродуктов, который был сразу же закрыт

Reuters / Aly Song

На фото: полиция проверяет машину на наличие диких животных — их запрещено перевозить в карантинных зонах»>

ВОЗ выпустила рекомендации: людям советуют не прикасаться к животным, избегать недоваренного или недожаренного мяса и яиц, а также избегать контакта с людьми с симптомами простуды или гриппа

Reuters / David Stanway

Новый вирус относят к семейству коронавирусов, которые способны вызывать у людей различные болезни: от обычной простуды до атипичной пневмонии — тяжелого острого респираторного синдрома, который может привести к летальному исходу

Китайские власти подтвердили, что вирус 2019-nCoV способен передаваться от человека к человеку. Анализ ДНК нового вируса показал, что он родственен вирусу SARS. В 2002 году в результате вспышки этого коронавируса, также начавшейся в Китае, умерли 774 человека и более 8 тыс. были заражены

На фото: работник проводит санитарную обработку площади перед вокзалом в Ухане»>

В китайской провинции Хубэй из-за распространения коронавируса закрыли 13 городов с населением около 30 млн человек, в том числе Ухань, где впервые обнаружили вирус
На фото: работник проводит санитарную обработку площади перед вокзалом в Ухане

На фото: госпитализация зараженного коронавирусом в Гонконге»>

Вирусом заразились почти 8 тыс. человек (преимущественно в провинции Хубэй). Помимо Китая случаи заболевания были зафиксированы в США, Канаде, Германии, Франции, Японии, Австралии, Вьетнаме, Республике Корея, Малайзии, Непале, Сингапуре, Таиланде, Камбодже, ОАЭ, Шри-Ланке
На фото: госпитализация зараженного коронавирусом в Гонконге

По данным на 30 января, в Китае от пневмонии, вызванной новым типом коронавируса 2019-nCoV, погибли 170 человек

Среди симптомов заражения — повышенная температура, кашель, затрудненное дыхание. По первым признакам он похож на ОРВИ или грипп. Также он может быть похож на кишечный грипп, сопровождаемый диареей, тошнотой, рвотой

Reuters / Jason Lee

На фото: пассажир в метро Шанхая»>

Жители крупных китайских городов избегают мест массового скопления людей
На фото: пассажир в метро Шанхая

Reuters / Aly Song

Всемирная организация здравоохранения признала вспышку пневмонии национальной чрезвычайной ситуацией для Китая

В Санкт-Петербурге трех человек госпитализировали с подозрением на новый коронавирус, однако заражение не подтвердилось. Роспотребнадзор посоветовал россиянам не посещать Китай из-за вспышки вируса

Reuters / Aly Song

В Ухане, где изначально обнаружили вирус, на действующих мостах установили тепловизоры. У всех пешеходов, водителей и пассажиров проверяют температуру

Reuters / Stringer CHINA OUT.

В Пекине объявлен наивысший уровень («I») реагирования на ЧС, связанные со здоровьем населения. В столице Китая более сотни зараженных, один человек погиб

Reuters / Carlos Garcia Rawlins

Всемирная организация здравоохранения провела в Женеве заседание чрезвычайного комитета экспертов из-за вспышки вируса, однако не стала объявлять международную чрезвычайную ситуацию

Reuters / Stringer/File Photo CHINA OUT.

В Ухане строят два специализированных госпиталя для размещения зараженных новым типом коронавируса. Завершить строительство планируют 2 февраля. Площадь новой больницы составит 25 тыс. кв. м

27 января случай коронавируса подтвердился во второй европейской стране после Франции — в Германии

28 января Российский союз туриндустрии сообщил, что российские туроператоры приостанавливают прием организованных тургрупп из КНР из-за коронавируса

Reuters / Thomas Peter

По данным ВОЗ, более 70% заболевших — мужчины

Названы препараты для лечения китайского коронавируса

Минздрав РФ посоветовал использовать для лечения китайского коронавируса препараты, которые применяются для борьбы с ВИЧ и тяжелыми инфекциями.

Во временных методических рекомендациях по лечению коронавируса, которые направили в регионы, говорится, что в борьбе с болезнью можно использовать Рибавирин (противовирусный препарат для лечения тяжелых инфекций), Лопинавир/Ритонавир (применяются при лечении ), а также рекомбинатный интерферон (противовирусный и противовоспалительный препарат для подкожных инъекций).

Для профилактики рекомендовано промывать нос раствором хлорида натрия (0,9%), использовать медицинские маски и регулярно мыть руки.

А тех, кто все же решил отправиться в Китай, Минздрав призвал не посещать рынки, где продаются животные и морепродукты, не ходить в зоопарки и на шоу с животными, а также есть только термически обработанную пищу и пить бутилированную воду. При первых признаках болезни необходимо обращаться к медикам.

Документ с рекомендациями опубликован на сайте Минздрава РФ ( ).

По последним данным, в Китае новым коронавирусом уже заразились более 7700 человек, 170 заболевших скончались. Коронавирус уже выявили во всех регионах КНР. Кроме того, вирус проник в соседние с Китаем страны, а также в США, Финляндию, Францию, Австралию, Германию. Сегодня первые случаи заражения зафиксированы в Индии и на Филиппинах.

В России больных коронавирусом пока нет, но эксперты говорят, что до нашей страны болезнь может добраться к середине февраля.

Для того, чтобы этого не случилось, всех иностранцев и россиян, приехавших из Китая, проверяют на границе. Кроме того, с полуночи 31 января будет ограничено железнодорожное сообщение с КНР (кроме поездов Москва — Пекин). Также в пяти дальневосточных регионах РФ закрыли пешеходные и автомобильные границы с Китаем, а российским вузам рекомендовали продлить каникулы китайским студентам, которые уезжали домой на новогодние праздники.

Новый вирус-убийца: чего бояться россиянам

Ранее не известный смертоносный вирус, зародившийся в одной из провинций центрального Китая, постепенно расползается по миру. В КНР растет число зараженных и погибших от пневмонии нового типа. Разбираемся, чем опасен новый коронавирус, стоит ли паниковать и можно ли ехать в Китай.

Названо эффективное лекарство от коронавируса

Власти Китая назвали эффективное лекарство от коронавируса SARS-CoV-2, вызывающего пневмонию COVID-19. Об этом сообщает The Guardian.

Представитель китайского министерства науки и технологий Чжан Синьминь заявил, что препарат против новых штаммов гриппа «Фавипиравир» (также известен как «Авиган»), который производит японская компания Fujifilm Toyama Chemical, показал свою эффективность и в лечении коронавирусной инфекции.

По его словам, в Ухане и Шэньчжэне были проведены клинические испытания лекарства с участием 340 пациентов. Анализы больных, которые принимали «Фавипиравир», стали отрицательными спустя четыре дня, в то время как граждане, которым не давали препарат, в среднем вылечивались за 11 дней. Помимо этого медикамент обладает высокой степенью безопасности и улучшает состояние легких примерно у 91 процента пациентов.