Круизный лайнер закупорил коронавирус – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ

Число зараженных коронавирусом на круизном лайнере в Японии резко увеличилось. Всего за сутки заболевших стало почти вдвое больше — общее число достигло 136. На судне Diamond Princess находятся чуть больше 3, 5 тыс. человек, среди них есть и россияне. Сейчас корабль стоит на карантине в японском порту. Специальный режим должен закончиться уже на следующей неделе, но рост числа заболевших заставляет в этом сомневаться. Всего число зараженных коронавирусом в мире превысило 40 тыс. человек, заболел и первый гражданин Украины, пассажир Diamond Princess. Как живут люди в карантине на лайнере? И как корабль может помочь в изучении вируса? Об этом — Глеб Силко.

Когда речь заходит о тюрьмах, из которых невозможно выбраться, сразу вспоминается американская, уже закрытая — «Алькатрас». Но ситуация с коронавирусом изменила это представление — невольными заложниками круизного 18-палубного лайнера стали туристы Diamond Princess. С 5 февраля он пришвартован в порту японской Иокогамы и останется там как минимум до 19 февраля. Сейчас он больше похож на плавучую тюрьму: подход к лайнеру в порту огорожен яркими конусами, на борту вместо счастливых отдыхающих видны люди в защитных закрывающих лица масках. Выходить из кают запрещено, встречаться и беседовать с кем-либо тоже. Японские власти продлевать карантин пока не планируют, но намекают, что, если на лайнере найдут новых зараженных, все возможно. В этой ситуации специальное заявление компании Princess Cruises обнадеживающим не выглядит:

«Наша цель проста — здоровье и благополучие наших гостей, членов экипажа Diamond Princess. Вот наш приоритет №1 в каждой из наших мыслей и в наших сердцах».

Впрочем, если все это и похоже на заточение, то в стиле люкс. На лайнер регулярно доставляют продукты, недавно привезли и необходимые туристам и членам экипажа лекарства, даже те, что не продаются в Японии. Все приносят прямо в номер, кроме того, повышенное внимание к чистоте, регулярные уборки и медицинский контроль. Правда, выход с лайнера только один — в больницу. И со стороны все это выглядит, как кадры из фильма ужасов про эпидемию, рассказывает корреспондент ТАСС в Японии Алексей Заврачаев: «Перед самим входов в лайнер установлены похожие на кордоны туннели, в общем, в них осуществляются меры по обработке, дезинфекции тех, кто выходит и заходит на борт. Если у людей обнаруживают коронавирус, их эвакуируют с корабля и развозят по больницам префектуры Канагава.

Также у тех людей, у которых есть подозрение на коронавирус, берут анализы прямо на судне, и их, по-моему, даже забирают вертолетом и отвозят в специальную лабораторию, чтобы быстро проверить, есть ли у людей это заболевание или нет».

Вирусологи отмечают, что предсказать, как будет распространяться заболевание среди пассажиров, сложно. Но в целом в самой ситуации есть плюсы — она поможет изучить поведение вируса, говорит директор Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии Денис Колбасов: «Это все-таки контролируемые условия, объективные источники информации. И, конечно же, с таким ограниченным контингентом, на такой ограниченной территории можно иметь достоверные данные и по механизмам передачи вируса, и по срокам инкубационного периода, и по реальным цифрам — не дай бог — умерших от этого вируса из числа заболевших. С биологической точки зрения, было бы целесообразно дождаться все-таки прекращения распространения вируса уже в пределах этого судна — это существенно упростит все процедуры. Потому что сейчас любая транспортировка будет расцениваться как перевозка потенциально инфицированных граждан».

Как живут пассажиры карантинного лайнера Diamond Princess

Но даже если новых заболевших на лайнере не появится и режим карантина смогут снять, какими будут последствия его путешествия, еще неясно. Корабль успел побывать в двух вьетнамских городах, а затем еще несколько десятков судов оказывали ему помощь. Утверждается, что пассажиры и команда перед тем, как сойти на берег, проходили медицинскую проверку, а другие корабли санитарную обработку. Однако точно известно, что как минимум один из пассажиров, который выходил в Гонконге, был заражен коронавирусом, а значит, лайнер вполне мог быть плавучим переносчиком вируса.

Тем временем китайские специалисты приближаются к разработке вакцины против коронавируса. Как пишут местные СМИ, уже к апрелю завершатся испытания препарата на животных. Саму сыворотку удалось создать всего за две недели.

После завершения экспериментов вакцину начнут применять на людях. Предполагается, что она предотвратит дальнейшее распространения вируса.

Лайнер Costa Pacifica с россиянами на борту поплывет в Геную

Круизный лайнер Costa Pacifica с россиянами на борту должен будет отправиться в пятницу вечером из Марселя в Геную, передает ТАСС со ссылкой на генерального консула РФ в Марселе Сергея Молчанова.

По его словам, корабль «с большой вероятностью» отправится в Геную в 19:00 по местному времени или в 21:00 по московскому. В Геную судно прибудет утром в субботу.

Молчанов добавил, что российские дипломаты в Италии уже предупреждены об этом и готовы помочь россиянам.

Ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова рассказала, что посольство РФ в Париже направило ноту в МИД Франции с просьбой разобраться в ситуации с российскими туристами с лайнера Costa Pacifica.

Напомним, на борту корабля находятся 35 россиян. Судно вышло 3 марта из Буэнос-Айреса и 21 марта должно было причалить в Барселоне, но власти Испании запретили заход в порты. Власти Франции не разрешили российским туристам сойти с корабля в Марселе.

Во Франции выявили уже 10995 заразившихся коронавирусом, 1122 заболевших находятся в реанимации.

Пять стран не дали туристам покинуть круизный лайнер из-за коронавируса

Власти Таиланда запретили пассажирам круизного лайнера Westerdam, вышедшего из Гонконга, высаживаться на берег. Ранее лайнер, на борту которого находятся 1455 туристов и 802 члена экипажа, отказались пустить в свои порты власти Японии, Тайваня, Филиппин и Гуама, сообщает Bloomberg.

Отказ разрешить Westerdam зайти в порт объясняют опасениями по поводу присутствия на его борту людей, зараженных распространяющимся из Китая коронавирусом типа 2019-nCoV.

Лайнер отправился в плавание из Гонконга 1 февраля. Изначально предполагалось, что судно посетит ряд портов Тайваня и Японии и 15 февраля завершит путешествие в японской Иокогаме, откуда выйдет в новый круиз. Однако из-за появления слухов о больных пассажирах власти Японии отказались принимать Westerdam, не удалось высадить людей и на соседних островах.

10 февраля круизная компания Holland America Line объявила о том, что лайнер направляется в тайский Лаем Чабанг, где пассажиры смогут наконец покинуть судно и отправиться в Бангкок, откуда вернутся домой. Компания обещала, что всем туристам будут полностью возвращены уплаченные за круиз деньги и, более того, выданы ваучеры на бесплатное участие в новом круизе.

Однако 11 февраля стало известно, что Минздрав Таиланда запретил высадку пассажиров Westerdam в стране. Holland America Line уверяет, что больных 2019-nCoV на борту лайнера нет. В компании также заверили, что на Westerdam достаточно запасов еды и топлива. Где именно пассажиры лайнера смогут сойти на берег, пока неизвестно.

На карантине в районе японского порта Иокогама с начала февраля находится другой круизный лайнер — Diamond Princess. Решение о карантине приняли после того, как один из пассажиров лайнера сошел на берег и у него диагностировали коронавирус. После этого на судне начали проверки. Вначале вирус обнаружили у десяти человек, однако позднее это число возросло до 130. В российском посольстве в Японии сообщили, что среди пассажиров лайнера есть 24 россиянина, в том числе двое детей. Они пока не заразились коронавирусом.

На круизном лайнере Diamond Princess продолжает распространяться коронавирус

Еще у 70 пассажиров и членов экипажа многострадального круизного лайнера Diamond Princess, который сейчас стоит на карантине у берегов Японии, выявили коронавирус. Теперь общее число зараженных на судне 335. Как уточнили в нашем посольстве, россиян среди них нет. Многие пассажиры близки к панике.

– Все страны, чьи пассажиры застряли здесь, на судне, как-то договариваются о том, чтобы доставить своих граждан домой. Посылают специалистов, чтобы знать, какая ситуация на борту. Это делают все, кроме Великобритании. Как, скажите, я должен себя чувствовать? Такое ощущение, что в Лондоне про нас просто забыли и не хотят нашего возвращения, – говорит Дэвид Эйбел, пассажир лайнера Diamond Princess.

В самом Китае в провинции Хубэй, откуда и пошла зараза, количество новых случаев заражения снижается уже третий день подряд. И это, говорят специалисты, хороший знак.

Между тем, для тех, кто решит намеренно скрыть информацию о своей болезни, о поездке в Ухань или же, например, будет продавать контрафактные медицинские маски, чтобы нажиться на коронавирусе, ввели наказание вплоть до смертной казни. Как сообщил суд в Пекине, все это будет расцениваться как предумышленная угроза общественной безопасности.

Согласно последним данным, заразившихся коронавирусом уже более 68 тысяч человек. Почти 10 тысяч смогли вылечиться.

«Costa Magica, пока!»: Россияне покинули круизный лайнер, на котором нашли коронавирус

Пассажиры круизного лайнера Costa Magica, в том числе 38 граждан России , наконец-то, смогли покинуть борт судна, на котором ранее выявили коронавирус — людей высадили в Гваделупе . Об этом рассказал один из туристов Олег Овчинников.

Сайт kp.ru писал, что лайнер отправился в круиз по Карибскому морю 5 марта. На борту находилось более 3 тысяч человек, в том числе около тысячи членов экипажа, включая восьмерых россиян.

В скором времени пять человек почувствовали себя плохо. Их отравили в корабельную санчасть с подозрением на COVID-2019. Из-за этого страны перестали принимать судно к себе на стоянку, а пассажиры выражали недовольство.

Пассажиры круизного лайнера Costa Magica, в том числе 38 граждан России, наконец-то, смогли покинуть борт судна, на котором ранее выявили коронавирус Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Им сообщили, что из всех помещенных на карантин людей коронавирус подтвердился только у двух. После этого на Costa Magica вновь заработали рестораны и бары, а вот шведский стол решили не открывать. Также судно согласилась принять Гваделупа.

Лайнер «Costa Magica» остановлен близ острова Мартиника из-за коронавируса.Сообщается, что всего на борту находятся 2309 пассажиров, 38 из которых россияне, и 960 членов экипажа

Некоторое время пассажиры оставались на борту лайнера, пока представители туркомпаний решали навалившиеся проблемы. Большая часть туристов уже не успевала воспользоваться купленными авиабилетами до родных стран, а потому владельцу круизного судна пришлось разбираться с этим вопросом. Из-за нехватки антисептика руки дезинфицировали водкой — ее можно было взять бесплатно в баре.

Еще один круизный лайнер «Аида мар» пришвартован после прибытия в порт Гамбурга и проходит профилактику в связи со вспышкой коронавируса (COV >Фото: REUTERS

Мучения пассажиров закончились утром в воскресенье, 15 марта. По словам Олега Овчинникова , большая часть россиян улетит в Париж и Милан уже на этих выходных, остальные покинут страну и отправятся по Франкфурт в понедельник утром.

«Коста Магика, пока», — цитирует «КП-Ижевск» пассажира лайнера.

Как правильно мыть руки.Чтобы защититься от коронавируса, важно часто и правильно мыть руки. А как правильно? Смотрите нашу видеоинструкцию

КАК ЭТО БЫЛО

«Водкой моем руки»: Пассажир рассказал о настроениях на карантинном лайнере

Круизный лайнер Costa Magica смог причалить в порту Пуэрто Пир в Гваделупе. Корабль не мог пришвартоваться несколько дней. Семь государств отказывали судну в остановке из-за коронавируса. У пяти человек, которые почувствовали себя плохо и были отправлены в корабельную санчасть с диагнозом «грипп», заподозрили COVID-2019. Но врачи выявили инфекцию только у двух человек — одного пассажира и одного члена экипажа (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Распространение коронавируса в мире»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

«Алмазные принцессы» тоже плачут: отчего коронавирус заразил каждого шестого на борту круизного лайнера

На борту круизного лайнера Diamond Princess в феврале 2020 года случился настоящий разгул эпидемии Covid-19. Судно поместили на карантин, во время которого по идее пассажиры должны были отсиживаться по каютам. Несмотря на это, каждый шестой там заболел. За пределами Китая нигде больше нет такого числа заразившихся — ни в одной стране. Стали говорить, что этот корабль — прообраз будущей эпидемии коронавируса по всей планете. Мол, раз тут карантин не помог, значит, не сдержит болезнь и в мировом масштабе. На самом деле, задолго до коронавируса путешествия на круизных лайнерах стали называть «плаванием к болезни». Предположительно роскошное времяпрепровождение часто оборачивалось инфекцией и до коронавируса. Не приходится удивляться, что новому вирусу пришлись по вкусу именно круизные лайнеры. Почему так — рассказываем ниже.

Суда — древний распространитель эпидемий по всему свету. Само слово «карантин» означает «40 дней», впервые его использовали в Италии во время эпидемии «черной смерти» в XIV веке, причем именно для судов, пришедших в порт из зачумленных районов. В те времена главными разносчиками эпидемий были насекомые и крысы, но нынешняя вспышка Covid-19 — совсем иное дело. На современных круизных лайнерах все иначе: Diamond Princess — огромная махина с водоизмещением в 116 тысяч тонн, больше любого суперлинкора прошлого или авианосца настоящего. Там мало крыс и насекомых, зато коронавирус может переноситься от человека к человеку.

Месяц назад, 20 января, на борт Diamond Princess ступил пенсионер из Гонконга, который был в Японии и решил вернуться домой на круизном лайнере. Двадцать пятого числа он сошел на берег, а 4 февраля на судне выявили десятерых заболевших коронавирусом. Связан ли первый пассажир с десятью заболевшими девятью днями позже — понять сложно. С одной стороны, вне организма капсид коронавируса в норме не может существовать дольше 72 часов. С другой — пока Covid-19 изучен недостаточно, чтобы точно понять, мог ли кто-то из экипажа лайнера уже переболеть им к 4 февраля, попутно заразив десяток пассажиров.

Diamond Princess имеет 18 палуб и 1 337 кают на 3700 человек пассажиров и экипажа / CNN

В тот же день, 4 февраля, судно поместили на двухнедельный карантин, а пассажиров попросили оставаться в каютах и не покидать их. Несмотря на это, 19-го числа больных стало 621 человек, в десятки раз больше. Минимум двое уже умерли. Как так получилось?

«Плавание к болезни»: почему круизные лайнеры столь уязвимы к вирусам

Diamond Princess не в первый раз оказался центром вспышки вирусного заболевания. Ровно четыре года назад на том же корабле была вспышка норовируса, который затронул 158 человек. Один из пассажиров тогда назвал свое путешествие на судне «круизом проклятых». Сойдя на сушу в Сиднее, он заявил прессе: «Я сейчас землю поцелую. Не то чтобы я так любил сиднейский асфальт, но как только я выйду из таможни — поцелую его». В декабре 2015 года 182 случая того же заболевания затронули другой круизный лайнер, остановившийся в Сиднее, — Explorer of the Seas.

Причина таких вспышек в том, что сама природа морского судна способствует переносу капсидов вирусов. Там много металлических дверных ручек, а именно гладкий металл, как мы уже писали, — наилучшая среда для выживания капсидов вирусов (грипп живет на нем до 48 часов). Трогая их, человек затем касается губ, носа, лица в целом и заносит инфекцию в дыхательные пути, откуда она может достигнуть желудка (как с норовирусом в 2015-2016 годах) и легких (как с коронавирусом в 2020 году).

Круизный лайнер Explorer of the Seas в 2015 году стал местом вспышки менее опасного вирусного заболевания / ©CNN

Отдельная большая проблема: люди в круизе едят в больших общественных помещениях, никто не готовит по каютам. То есть одни и те же места накапливают много людей, трогающих еду, на которую могли попасть капли, выдыхаемые соседями. Из-за всего этого вспышка вирусной инфекции на Diamond Princess уже разбиралась на страницах Nature несколько лет назад.

Наконец, для коронавируса зафиксирован довольно специфический путь распространения — с отходами жизнедеятельности. В Гонконге был случай, когда один больной через стояк канализации заразил женщину, живущую в несколько этажах от него. По сути, это тот же воздушно-капельный путь: при смыве в воздухе образуется взвесь капель, в которых могут содержаться молекулы от фекалий и мочи. Среди них способны «затесаться» и капсиды вирусов, и споры бактерий. Конечно, можно закрывать перед спуском воды крышку, но делают так, мягко говоря, далеко не все.

Капсиды коронавируса способны попадать не только в дыхательные пути, но в ряде случаев выделяться и с фекалиями. В уборных на круизном лайнере часто бывает помногу пассажиров с малой задержкой. Взвесь из капель в этом случае может вдохнуть больше одного человека.

Японский карантин — самый неэффективный в мире?

Специалист по инфекционным болезням Кентаро Ивата из Университета Кобе (Япония) от увиденного им на борту Diamond Princess пришел в такой шок, что дошел до публикации видео на YouTube, в котором подверг уничтожающей критике то, как там пытались сдерживать инфекцию:

Он называл ситуацию на борту судна «полностью неадекватной в плане контроля за распространением инфекции». Во-первых, в случае карантина в таком месте должны выделять «зеленые зоны», где вероятность заражения низка, и «красные зоны», где она высока. Люди передвигались по всему судну фактически без ограничений. Медработники там ходили без масок сами и давали ходить другим. Более того, местный врач заявила, что она не смогла защититься, что уже заражена и поэтому не считает нужным дальше защищать себя.

Кентаро Ивата занимается борьбой с распространением инфекций и изучением этого процесса уже 20 лет. Он бывал в зонах разных эпидемий, включая Эболу в Африке и «атипичную пневмонию» в Китае, но ни разу не заболевал местными заразами. По его словам, это потому, что он, будучи специалистом по инфекциям, знает, как защититься от них. Он считает: если бы на судне был не «врач общего назначения», а человек, который знает, что делать с такими болезнями, — то подобного беспорядка и распространения коронавируса не было бы.

По некоторым сообщениям, пассажиры Diamond Princess во время карантина свободно выходили из каютя пообщаться между собой. И не только на балконы / ©AP Photo/Eugene Hoshiko

Как отмечает японец, когда группа с его участием, наконец, попала на борт лайнера — сперва преодолев множество бюрократических рогаток, — то уже через три часа их попыток активно бороться с болезнью его попросили покинуть корабль.

Энтони Фаучи, глава Национальных институтов здравоохранения США, в целом разделяет мнение японского специалиста:

«Карантин провалился. Я был бы рад подсластить пилюлю и попытаться быть дипломатичными, но он провалился».

Японские власти все еще пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. На пресс-конференции на этой неделе представляющий их Шиегеру Оми попытался представить дело так, будто большинство пассажиров на корабле были заражены еще до начала карантина, просто только у четверых успели проявиться симптомы. Он считает, что распространение могло иметь место только среди тех, кто проживал не в отдельной каюте, а вместе с другим пассажиром, или среди членов экипажа, вынужденных контактировать с остальными.

Однако даже в представленных им данных упомянута ситуация всего по 168 больным, хотя заболевших на борту лайнера более 600. Сочинить правдоподобное объяснение для такого числа зараженных (притом что в начале карантина вирус смогли найти только у четырех) — задача настолько сложная, что с ней вообще вряд ли можно справиться.

Уроки не извлечены

Самое плохое в страусиной тактике японских властей — то, что, пытаясь представить дело так, будто на лайнере уже были сотни больных до карантина, они игнорируют не только масштаб случившегося, но и его причины.

Как совершенно ясно из заявления Кентару Ивата, на судне работал штатный медперсонал, а не специалисты по борьбе с инфекциями, хотя очевидно, что Токио мог выделить несколько человек с таким опытом еще в начале карантина. Это эффективно предотвратило бы многие сотни случаев заболевания. И тогда двое погибших — граждане Японии, оба старше 80 лет, заразились на борту и были свезены в береговой госпиталь 11-12 февраля — сегодня могли бы быть живы.

График регистрации заболевших на борту лайнера показывает, что болезнь распространилась там именно во время карантина. Энтони Фаучи прав: это значит, что карантин провалился / ©CNN

Возможно, именно нежелание признать свои ошибки привело власти Японии к еще более опасным решениям. Дело в том, что снятие карантина оправданно только тогда, когда такой изолированный объект больше не представляет угрозы: болезнь на нем закончилась. Средневековое итальянское «карантине» потому и значит 40 дней, что за это время чумные больные уже либо умирали, либо выздоравливали. А вот на борту Diamond Princess были сотни больных — в одни США улетели 14 инфицированных новым коронавирусом.

Похоже, нервы официального Токио просто не выдержали: там не смогли терпеть постоянно растущее число заболевших и решили отправить их в наземные госпитали, чтобы избежать повышенной смертности на корабле, где, как мы уже выяснили, с качеством медперсонала могут быть серьезные проблемы. Решение логичное: раз пассажиры лайнера начали умирать, лучше долечивать их в больницах, где возможностей больше. Но зачем при этом отправлять заведомо больных людей в США и иные далекие страны? Почему бы не лечить их в том же военном госпитале в Японии, куда отправили местных граждан? Зачем множить шансы эпидемии в других частях мира?

История с Diamond Princess показательна: главная угроза во время эпидемии коронавируса не столько он сам (обычное инфекционное заболевание, каких много), сколько неадекватная реакция людей на него. Провал японских властей в попытке организовать карантин на круизном лайнере не значит, что коронавирус обречен на распространение по всему миру. Из этого следует, что медицинские власти могут быть плохими, хорошими или — как в случае японцев — самоустранившимися от решения проблемы нераспространения эпидемии. И в последнем случае дело действительно заходит очень далеко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: