ФАС предложила Аэрофлоту возместить потери от вывозных рейсов ростом транссибирских роялти

Москва. 20 марта. INTERFAX.RU — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) требует от «Аэрофлота» обеспечить доступность цен на билеты на фоне ситуации с коронавирусом, а компенсировать возникающие в связи с этим потери предлагает увеличением транссибирских роялти.

«В связи с исключительным положением «Аэрофлота» на рынке международных авиаперевозок, а фактически по вывозу российских граждан из других стран, ФАС России требует от ПАО «Аэрофлот»незамедлительного принятия мер по устранению нарушений в ценовой политике на авиабилеты и обеспечению доступности рейсов», — сказали в ФАС в пятницу.

«При наличии большого количества неиспользуемых воздушных судов попытка заработать на гражданах, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, неправомерна. Компенсация затрат авиакомпании на рейс без пассажиров «туда» может быть обеспечена не за счет авиабилетов, а путем увеличения тарифов на аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на азиатском направлении», — отметили в ведомстве.

Накануне «Аэрофлот» сообщал, что сайты-посредники продают перелеты рейсами компании по завышенным в разы ценам, реальная стоимость билетов ниже.

«Службы мониторинга «Аэрофлота» зафиксировали 18 и 19 марта массовое распространение в социальных сетях и некоторых СМИ ложной информации о существенном росте стоимости билетов для россиян, планирующих срочное возвращение на Родину из стран со сложной эпидемиологической обстановкой. Информация во многих случаях сопровождается скриншотами неизвестных сайтов-агрегаторов и прочих интернет-ресурсов», — сообщал перевозчик.

В ряде случаев стоимость билетов на перелеты из-за рубежа в Россию на сайтах агрегаторов была в 10 и более раз выше, чем их реальная цена, отмечали в «Аэрофлоте».

Служба требует от «Аэрофлота» компенсировать затраты из сборов за транссибирские перелеты

ФАС предлагает «Аэрофлоту» в условиях ситуации с коронавирусом не поднимать цены на билеты, а компенсировать свои затраты из повышения транссибирских роялти. Служба требует устранить нарушения в ценовой политике компании. Авиакомпания назвала информацию о завышенных ценах «вбросами и слухами». При этом стоимость акций «Аэрофлота» на Московской бирже продолжает расти.

ФАС требует от «Аэрофлота» «незамедлительного принятия мер по устранению нарушений в ценовой политике на авиабилеты и обеспечении доступности рейсов», сообщила 20 марта служба. Служба указывает на исключительное положение «Аэрофлота на рынке международных авиаперевозок и функцию вывоза российских граждан из других стран.

« При наличии большого количества неиспользуемых воздушных судов попытка заработать на гражданах, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, неправомерна»,— заявляет ФАС в своем сообщении.

Компенсация затрат авиакомпании на рейс без пассажиров «туда», по мнению службы, может быть обеспечена не за счет авиабилетов, а путем увеличения тарифов на аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на азиатском направлении.

Как Россия закрыла границы на въезд

«»Аэрофлот» не предпринимал никаких действий, направленных на увеличение стоимости билетов. Подобные заявления в отношении компании, которая в течение двух недель круглосуточно занята эвакуацией граждан нашей страны со сложной эпидемиологической обстановкой, звучат как минимум странно. Мы вместе с представителями СМИ вчера разобрали несколько »кейсов» из социальных сетей с обвинением в якобы имеющем место завышении цен: вместе проверили буквально под камеру цены на заявленные перелеты на сайте »Аэрофлота». Фактическая цена в некоторых случаях в 10 раз ниже. Это систематические информационные вбросы, слухи. Которые, к сожалению, на фоне и без того нервной обстановки, быстро распространяются. Просим наших клиентов при покупке билетов, уточнять их цену на официальном сайте компании »Аэрофлот», а СМИ и регуляторов самостоятельно перепроверять информацию»,— прокомментировали заявление ФАС в авиакомпании.

При этом до заявления акции «Аэрофлота» на Московской бирже росли, максимальный рост достиг 18,5% (69,46 руб. за акцию). К 12:00 темпы роста пошли на спад, акции набрали в цене относительно предыдущего закрытия 11,4%, подорожав до 65,38 руб. за штуку.

Перевозчик потерял всех конкурентов на рынке Китая

«Аэрофлот» остался единственной российской авиакомпанией, имеющей право на перевозку пассажиров в Китай. Всех прилетающих из страны принимает терминал F Шереметьево, где введены усиленные санитарные меры. Эксперты отмечают, что с учетом приостановки полетов европейских авиакомпаний в Китай у «Аэрофлота» есть шанс перехватить не только прямой поток между страной и РФ, но транзитный — в Европу. Для минимизации потерь остальных участников рынка, включая туроператоров, как и предполагал “Ъ”, активизировалось обсуждение возобновления рейсов в Египет.

«Аэрофлоту» удалось сохранить все рейсы в Китай (в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг), несмотря на запрет на авиаперевозки в страну из-за эпидемии коронавируса. О введении ограничений 31 января объявила вице-премьер Татьяна Голикова, возглавляющая оперативный штаб по борьбе с вирусом. С 1 февраля все пассажиры из Китая прибывают в терминал F Шереметьево.

По данным “Ъ”, еще в январе в КНР летали также S7, «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ираэро», Nord Star, Azur, Nord Wind, «Икар», IFly и Royal Flight — в целом 54 рейса в неделю из 23 городов РФ. С китайской стороны по 37 рейсов в неделю выполняли восемь перевозчиков. В целом 1–25 января обслужено 199,84 тыс. пассажиров.

По их словам, запрет полетов в Китай обсуждался 30 января на совещании под руководством министра транспорта Евгения Дитриха с участием замминистра Александра Юрчика, главы Росавиации Александра Нерадько, директора департамента госполитики в области гражданской авиации Светланы Петровой и представителей авиакомпаний.

В ходе обсуждения, утверждают собеседники “Ъ”, Евгений Дитрих допустил досрочное (до апреля 2020 года) снятие запрета на полеты на курорты Египта (о такой возможности “Ъ” рассказывал 29 января), чтобы компенсировать потери от закрытия Китая.

При этом на совещании обсуждался вариант, при котором «Аэрофлоту» по аналогии с ОАО РЖД оставят только один-два рейса Москва—Пекин, говорит собеседник “Ъ”. По словам другого источника “Ъ”, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев не возражал. Тем не менее в итоге госкомпания сохранила все рейсы.

Из частных перевозчиков публично против решения правительства выступила только крупнейшая частная авиакомпания РФ — S7 Владислава Филева. Там подчеркнули проблему вывоза оставшихся в Китае россиян: «Наибольший пассажиропоток наблюдается в города Сибири и Дальнего Востока. Если смотреть на статистику продаж до двадцатых чисел февраля, то видно, что количество пассажиров в Сибирь вдвое больше, чем в Москву. Если кто-то окажется инфицированным, число потенциальных контактов при перевозке с пересадкой в Москве может возрасти». В S7 предлагают создать второй хаб — для пассажиров Сибири и Дальнего Востока, что должно ускорить возвращение россиян из КНР. Сама S7 развивает хаб в Новосибирске и выполняла рейсы в Китай из Владивостока. Об отмене регулярных рейсов в страну S7 сообщила к полуночи 31 января.

«Вряд ли «Аэрофлот» сможет поднимать три рейса в день из Пекина. Число рейсов придется сократить»,— говорит он. Собеседник “Ъ”, близкий к «Уральским авиалиниям», рассказал, что в 2019 году авиакомпания перевезла через базовый аэропорт в Екатеринбурге 160 тыс. человек из Китая, включая транзит в Европу.

Глава Infomost Борис Рыбак называет решение властей «крайне странным». «Мне трудно в это поверить. В вопросе защиты населения власти оставляют огромную дыру для инфекции. К тому же решение порождает серьезное искажение рынка в пользу одной авиакомпании»,— говорит он. Глава Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что с учетом приостановки полетов в Китай у крупных европейских перевозчиков появляется шанс перехватить традиционно большой трафик между КНР и Европой. Китайский рынок стабильно рос в последние годы, и европейские перевозчики не справлялись с растущим пассажиропотоком. В то же время, подчеркивает эксперт, единого мнения о реальной опасности вируса до сих пор нет: «Если он опасен, почему тогда все же разрешено одной авиакомпании летать в один аэропорт? А если его распространение можно контролировать в аэропортах, почему бы властям просто не сделать это также в Кольцово, Толмачево или Владивостоке?» Решение властей, полагает он, выглядит избирательным и дает явные преимущества «Аэрофлоту».

Коронавирус-2020 в Китае и мире

Последние данные о распространении и ущербе от заболевания — в хронике “Ъ”

«Аэрофлот» предложил вернуть или поменять билеты в Европу из-за коронавируса

Российская авиакомпания «Аэрофлот» предлагает пассажирам изменить даты путешествия, маршрут или вернуть билеты в некоторые города Европы и Израиля. Об этом говорится в опубликованном во вторник, 10 марта, сообщении на сайте авиаперевозчика.

«Аэрофлот» предоставляет возможность пассажирам без штрафных санкций изменить маршрут, даты путешествия или вернуть билеты в/из городов Италии и Израиля Кроме того, Аэрофлот предоставляет пассажирам с билетами на рейсы в/из городов Германии, Испании, Франции возможность без штрафов изменить маршрут и даты путешествия», — отмечается в сообщении.

В компании подчеркнули, что пассажиры также могут оформить вынужденный возврат и получить полную стоимость билета, изменение маршрута или однократное изменение вылета на любую дату 2020 года.

Также в «Аэрофлоте» добавили, что переоформление по билетам с участием рейсов интерлайн-партнеров будет производиться в соответствии с правилами примененных тарифов, но штрафные санкции за изменения взиматься не будут.

Эпидемия коронавируса SARS-CoV-2, являющегося возбудителем тяжелой пневмонии COVID-19, началась в конце декабря 2019 года в китайском Ухане. Инфекция быстро распространилась на другие страны. По данным Всемирной организации здравоохранения на 10 марта, всего в мире подтверждено почти 114 тыс. случаев заражения, скончались более 4 тыс. человек. О случаях заражения сообщили более 100 стран.

В Китае предупредили, что вирус мутирует и есть риск его быстрого распространения, в связи с чем власти страны стали закрывать некоторые города на карантин.

Роспотребнадзор России усилил санитарно-карантинный контроль на всей границе РФ. Минздрав выпустил памятку по мерам защиты от коронавируса.

ФАС обвинила «Аэрофлот» в попытке заработать на оказавшихся в ЧС людях

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от «Аэрофлота» незамедлительно устранить нарушения в сфере политики установки цен на билеты и обеспечить доступность рейсов. В сообщении ведомства указывается, что «Аэрофлот» занимает исключительное положение на рынке международных авиаперевозок, а фактически в сфере вывоза российских граждан из других стран во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

«При наличии большого количества неиспользуемых воздушных судов попытка заработать на гражданах, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, неправомерна», — подчеркнули в ФАС.

В ведомстве отметили, что компенсация затрат авиакомпании на выполнение рейсов без пассажиров может быть обеспечена не за счет повышения цен на авиабилеты, но путем увеличения тарифов на аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на азиатском направлении.

РБК направил запрос представителю «Аэрофлота».

Накануне, 19 марта, авиакомпания заявила, что в социальных сетях и СМИ распространяются ложные сообщения о существенном росте стоимости билетов для россиян, планирующих срочное возвращение на родину из стран со сложной эпидемиологической обстановкой.

«В ряде случаев истинная стоимость билетов на указанные перелеты ниже указанной в публикациях в десять и более раз. «Аэрофлот» отслеживает и проверяет все подобные сообщения и принимает меры для выявления их источников», — отмечалось в сообщении компании.

15 марта «Аэрофлот» сообщил об организации специальных рейсов, которыми из разных городов Европы будут доставляться в Россию пассажиры компании, лишившиеся возможности вернуться в ранее запланированные сроки из-за пандемии COVID-19 и прекращения регулярного авиасообщения. Однако за границей остались не только пассажиры «Аэрофлота» (клиентам других авиакомпаний рекомендуют переоформлять билеты на «Аэрофлот»): в тяжелой ситуации оказались, например, туристы, у которых отменили стыковочные рейсы.

Опрошенные РБК путешественники жаловались, в частности, на высокие цены на билеты на рейсы «Аэрофлота», называя их «неподъемными».

«Аэрофлот» против коронавируса и слабого рубля: кто кого?

Первыми жертвами коронавируса в мировой экономике стали авиакомпании и туристическая индустрия. Под угрозой небывалых потерь оказался и наш главный авиаперевозчик — Аэрофлот. Но тут стоит разобраться, какая доля проблем вызвана пандемией из Ухани, а какая — ошибками управленцев.

Иван Петровский

Для начала — информация с сайта «Аэрофлота». С 13 марта компания отменит все полеты в Италию, кроме Рима, а также сократит рейсы во Францию, Германию и Испанию.

Отныне улететь из Москвы можно только в Париж и Ниццу, из всех немецких аэропортов оставили Берлин, Франкфурт и Мюнхен, в Испании — Мадрид и Барселону. Популярное направление на Тенерифе будет работать лишь в одну сторону — на чартерный вывоз российских туристов с 13 до 20 марта.

Еще больше москвичей пострадают жители Санкт-Петербурга, — им наш авиаперевозчик оставил полеты только в Париж, Барселону, Мюнхен и Берлин.

До конца апреля дочка «Аэрофлота» «Россия» также приостанавливает полеты из Санкт-Петербурга во Францию (Ницца) и Германию (Дюссельдорф и Гамбург).

8 марта еще одна «дочка» «Аэрофлота» — лоукостер «Победа», сообщила, что приостановила полеты в Италию (Рим, Бергамо, Римини, Пизу и Тревиз) с 11 по 31 марта 2020 года.

11 марта «Победа» прекратила полеты в Израиль из-за того что эта страна ввела обязательный двухнедельный карантин для прибывающих в страну иностранцев.

Надолго ли самолеты останутся на приколе, а потенциальные пассажиры будут ждать окончания мировой пандемии?

Ответа на этот вопрос никто не знает.

Глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова в четверг, 12 марта, назвала ситуацию с коронавирусом «беспрецедентной», отметив, что «мировая и российская туриндустрия с подобным еще не сталкивалась». Она привела данные: поток выездного туризма упал на 60%, въездного — на 30%.

Но пока эксперты гадают о перспективах, участники рынка несут болезненные потери. Вчера, например, акции «Аэрофлота» на открытии биржевых торгов рухнули более чем на 8%. И не факт, что падение капитализации остановится.

» Для авиакомпаний европейские направления востребованы, наиболее маржинальными считаются Франция и Германия, куда летает большой поток деловых пассажиров, покупающих билеты в последний момент и часто по возвратному тарифу, — заявил интервью РБК исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.— В марте, под конец низкого сезона, пассажиры традиционно активно бронируют билеты на майские праздники и лето. Однако сложившаяся в 2020 году ситуация серьезно ударила по глубине продаж перевозчиков, поэтому расчеты пополнить оборотные средства за счет продаж на лето пока не оправдываются».

Чтобы хоть как-то избежать обвального падения спроса, «Аэрофлот» объявляет о снижении тарифов «на всех международных воздушных линиях с отправлением из пунктов РФ. Общая стоимость перевозки, номинированная в евро (включая топливный сбор), снизится в среднем на 10%, — говорится в сообщении компании.

Однако многие СМИ, давая радужную информацию о снижении цен, проглядели указание на ЕВРО, а не рубли. С точки зрения обычного российского пассажира, имеющего доход в национальной валюте, рублевые тарифы перевозчика ВЫРОСЛИ, поскольку за последнюю неделю евро и доллар прыгнули более чем на 15 процентов и, похоже, останавливать свое ралли не собираются на фоне падающей цены на нефть и коллапса фондовых рынков.

Так что очередей в кассы «Аэрофлота» явно не будет.

А вот убытки по итогам полугодия — будут. И немалые.

« Аэрофлот » оценивает убытки из-за распространения коронавируса как «большие», заявил журналистам гендиректор авиакомпании Виталий Савельев, пишет «Интерфакс». Размер убытков топ-менеджер не уточнил.

Зато известен размер убытков по итогам первого полугодия 2019 года. Даже в остутствии коронавируса и устойчивом рубле за шесть месяцев 2019 года «Аэрофлот» получил чистый убыток по РСБУ в размере 14,1 млрд руб., говорилось в отчетности компании. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился почти в два раза (7,2 млрд руб.).

Правда, к концу 2019 года финансовые показатели компании вышли в плюс за счет увеличения пассажиропотока на 9 процентов и удачного сезона отпусков. Но сегодня рассчитывать на резкий всплеск перевозок не приходится. Даже если эпидемия коронавируса закончится к началу мая, то фактор слабого рубля никуда не уйдет.

По традиции у «Аэрофлота» есть одна вечная палочка-выручалочка, которой нет ни у одной другой авиакомпании. Это — платежи иностранных компаний, летающих над территорией России. Вместо казны эти миллионы долларов идут в кассу национального перевозчика, у которого, впрочем, 49 процентов акций принадлежат отнюдь не российскому государству, а частным акционерам.

Так вот этот в буквальном смысле падающий с неба золотой дождь так же уменьшится — в связи с сокращением полетов в Китай и страны юго-восточной Азии.

Скорее всего «Аэрофлот» будет просить очередные финансовые поблажки у правительства. Спасать наше «национальное достояние», которое только на одну третьесортную телепрограммку семьи Кеосаянов-Симоньян тратит больше миллиарда рублей, будем все мы, россияне.

А тем временем сам «Аэрофлот» продолжит перекрашивать самолеты, шить новые формы экипажам, менять бортпроводниц (вместо старых и толстых на юных и худых) и платить космические зарплаты своим топ-менеджерам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: